Совет депутатов
Сессии Совета депутатов Апачинского сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края
Внеочередная 28-я сессия, 2-го созыва от 15 октября 2013года № 146
от 15.10.2013
СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
АПАЧИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
РЕШЕНИЕ
Внеочередная 28-я сессия, 2-го созыва
от 15 октября 2013года № 146
О принятии «Правил юридико-технического
оформления проектов нормативных правовых актов», представляемых в Собрание депутатов Апачинского сельского поселения |
Рассмотрев проект « Правил юридико-технического оформления проектов нормативных правовых актов», представляемых в Собрание депутатов Апачинского сельского поселения, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Апачинского сельского поселения, Собрание депутатов Апачинского сельского поселения
Р Е Ш И ЛО :
1.Утвердить « Правила юридико-технического оформления проектов нормативных
правовых актов, представляемых в Собрание депутатов Апачинского сельского
поселения».
2. Направить «Правила юридико-технического оформления проектов нормативных правовых актов, представляемых в Собрание депутатов Апачинского сельского поселения» главе Апачинского сельского поселения для подписания и опубликования (обнародования).
3. Решение Собрания депутатов Апачинского сельского поселения № 99 от 28.05.2008г. «О принятии «Правил юридико-технического оформления проектов нормативных правовых актов», представляемых в Собрание депутатов Апачинского сельского поселения» - считать утратившим силу.
Председатель Собрания депутатов
Апачинского сельского поселения Л.А.Кислицына
АПАЧИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
УСТЬ-БОЛЬШЕРЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2013года № 69
ПРАВИЛА
юридико-технического оформления проектов нормативных правовых актов, представляемых в Собрание депутатов Апачинского сельского поселения
Принято решением Собрания депутатов Апачинского сельского поселения
от 15 октября 2013года №146
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила юридико-технического оформления проектов нормативных правовых актов, представляемых в Собрание депутатов Апачинского сельского поселения (далее – Правила), разработаны в целях установления единообразных требований к оформлению нормативных правовых актов Собрания депутатов Апачинского сельского поселения (далее – Собрание депутатов) и определяют структуру проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых субъектами правотворческой инициативы.
1.2. Действие настоящих Правил распространяется на проекты нормативных правовых актов, принимаемых Собранием депутатов (далее – проект нормативного акта, проект), за исключением, представляемых в Собрание депутатов проектов актов, направляемых в порядке реализации права законодательной инициативы проектов законов Камчатского края, поправок к проектам законов Камчатского края, законодательных предложений о внесении изменений в федеральные законы.
1.3. В целях применения настоящих Правил под нормативным правовым актом понимается принятый Собранием депутатов в пределах его компетенции официальный документ, подписанный главой Апачинского сельского поселения и опубликованный в печатном издании (обнародованный на информационных стендах Администрации), направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (правил поведения), под которыми понимаются общеобязательные предписания постоянного или временного характера, обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на многократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились правоотношения, предусмотренные актом.
1.4. Формы бланков нормативных актов утверждаются Собранием депутатов.
2. Общие требования к оформлению проекта нормативного акта
2.1. Проект нормативного акта, направляемый в Собрание депутатов, должен отвечать следующим требованиям к его оформлению:
1) Текст проекта нормативного акта оформляется шрифтом Times New Roman в размере 14 пт.
2) Наименование проекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования.
Наименование проекта должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию проекта определить его основное содержание.
Наименование проекта нормативного акта располагается в начале документа с использованием полужирного шрифта в размере 14 пт.
Например:
РЕШЕНИЕ
от____________№______нд
О бюджете Апачинского сельского поселения на 2011 год
Если предлагается изменение нормативно урегулированных правоотношений наименование проекта должно содержать указание на нормативный акт, установивший подлежащие изменению правовые нормы, с указанием его реквизитов (вида, наименования, даты подписания, регистрационного номера).
Например:
РЕШЕНИЕ
от____________№______-нд
О внесении изменений в решение «О бюджете Апачинского сельского поселения на 2013 год» от 25.12.2012 № 105
3) Под наименованием проекта нормативного акта располагается указание на орган, принявший правовой акт и обозначение даты его принятия, с использованием курсива шрифтом 12 пт, по центру.
Например:
Принято Собранием депутатов
(решение от ____________№______)
4) Текст проекта, требующий употребления сокращённых понятий, должен содержать указание на сокращение понятия при его первоначальном применении.
Например:
Решение о Порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании (далее – Решение).
5) Нумерация глав (разделов), статей (пунктов внутри разделов), пунктов в проектах, не содержащих разделов, должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы.
Недопустимо изменять нумерацию глав, статей, частей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей правового акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц нормативного акта.
Если вносятся дополнения в конец нормативного акта, необходимо продолжать имеющуюся нумерацию глав, статей, частей (например, последней была статья 5 следует дополнить статьей 8).
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, в статье последней частью была часть 3 - дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 - дополнить пунктом 4).
Если нормативный акт дополняется новыми структурными единицами, новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми после основных цифровых или буквенных обозначений (например, глава 2.1, статья 5.1, часть 3.1, пункт 2.3, подпункт «а.1»).
Например:
Статья 2
Внести в Порядок организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании, утвержденный Решением Собрания депутатов от 10.05.2010 № 16, следующие изменения:
1) дополнить статьей 3.1. следующего содержания:
«Статья 3.1……..»;
2) часть 2 статьи 5 дополнить пунктом 3.1. следующего содержания:
«3.1……..»;
3) пункт 3 части 4 статьи 6 дополнить подпунктом «в.1» следующего
содержания:
«в.1………..».
6) Проект нормативного акта должен содержать порядок опубликования нормативного правового акта.
Например:
Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
или
Настоящее Решение вступает в силу с 1 января 2013 года.
7) Проект нормативного акта может иметь приложения. Если к проекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака «№». При ссылках на приложения в тексте проекта нормативного акта знак «№» не указывается.
Например:
согласно приложению 1.
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы с указанием на номер и дату нормативного акта с применением шрифта 14 пт, по правому краю.
Например:
Приложение 1
к Решению Собрания депутатов
Апачинского сельского поселения «О
бюджете Апачинского сельского
поселения на 2013 год»
от 25.12.2012 № 105
8) Наименование приложения должно располагаться в начале документа с выравниванием по центру и использованием полужирного шрифта в размере 14 пт.
3. Порядок употребления ссылок
3.1. Проект нормативного акта может содержать ссылки на законы и подзаконные акты Российской Федерации и Камчатского края, муниципальные правовые акты.
Ссылки в структурных единицах проекта на другие структурные единицы данного проекта, а также на ранее принятые правовые акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
Ссылки можно делать только на вступившие в силу правовые акты. Ссылки на утратившие силу правовые акты недопустимы.
3.2. При необходимости сделать ссылку в проекте нормативного акта указываются реквизиты в следующей последовательности: вид нормативного правового акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование. Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы.
Например:
В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
При ссылке на кодексы или Устав муниципального образования дата подписания и регистрационный номер не указываются.
Например:
В соответствии со статьёй 55 Гражданского кодекса Российской Федерации
или
в порядке, установленном Уставом муниципального образования
При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящую из нескольких частей, номер части статьи кодекса не указывается.
Например:
В порядке, установленном статьей 20 Налогового кодекса Российской Федерации.
3.3. При неоднократных ссылках на один и тот же нормативный акт при первом его упоминании применяется следующая форма:
Например:
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
3.4. Порядковое обозначение абзацев при ссылках на них указывается словами. При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
Например:
абзац второй части 1 статьи 1
или
в соответствии с абзацами пятым и шестым части 3 статьи 8
3.5. Ссылки на структурные единицы одного и того же нормативного акта оформляются следующим образом:
Примеры:
в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящих Правил
в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи
регулируется подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 5 настоящих Правил.
3.6. В тексте нормативного акта не допускаются ссылки на нормативные предписания других нормативных актов, которые в свою очередь являются отсылочными.
4. Структура проекта нормативного акта
4.1. Преамбула - самостоятельная часть проекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.
Преамбула не содержит самостоятельные нормативные предписания;
не делится на статьи;
не содержит ссылки на другие нормативные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием нормативного акта;
не формулирует предмет регулирования нормативного акта;
не нумеруется.
Преамбула предваряет текст проекта.
Структурные единицы проекта не могут иметь преамбулу.
4.2. Проект нормативного акта в целях упрощения пользования, улучшения его внутреннего построения и систематизации, осуществления ссылок может состоять из структурных единиц.
Употребляются следующие структурные единицы нормативных актов по нисходящей: раздел, глава, статья, статья может подразделяться на части, части статей могут подразделяться на пункты, пункты могут содержать подпункты и абзацы.
4.3. Глава либо раздел проекта нормативного акта нумеруются арабскими цифрами и имеют наименование. Наличие глав и разделов не является обязательным.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
Например:
Глава 2. Порядок формирования муниципальных заказов
4.4. Наименование раздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом 14 пт, располагается в одну строку по центру с обозначением номера раздела, после которого ставится точка.
Например:
1. Заключительные положения
4.5. Статья проекта нормативного акта является его основной структурной единицей, имеет порядковый номер, обозначаемый арабской цифрой, и наименование (в исключительных случаях может его не иметь).
Обозначение и наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом 14 пт, по ширине, в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с использованием полужирного шрифта 14 пт, по ширине.
Например:
Статья 1. Общие положения
или
Статья 1
4.6. Статья подразделяется на части. Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
4.7. Части статьи подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
4.8. Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Например:
Статья 5. Внесение проекта решения о бюджете на рассмотрение Собрания депутатов
1. ________________. (часть 1)
2. ________________: (часть 2)
1) ________________; (пункт 1 части 2)
2) ________________: (пункт 2 части 2)
а) ________________. (подпункт «а» пункта 2 части 2)
4.9. Части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы.
Например:
Статья 6. Порядок проведения аттестации
1. ________________: (часть 1)
- _________________; (абзац 2 части 1)
- _________________. (абзац 3 части 1)
2. ________________. (часть 2)
__________________. (абзац 2 части 1)
3._________________: (часть 3)
1) ________________; (пункт 1 части 3)
2) ________________: (абзац 1 пункта 2 части 3)
-__________________; (абзац 2 пункта 2 части 3)
-__________________. (абзац 3 пункта 2 части 3)
При применении в проекте нормативного акта разделов, подразделяемых на пункты, допустимо деление на подпункты и абзацы.
Например:
1. Общие положения
1.1. ________________. (пункт 1.1)
1.2. ________________: (пункт 1.2)
1.2.1________________; (подпункт 1.2.1)
1.2.2________________: (абзац 1 подпункта 1.2.2)
- ___________________; (абзац 2 подпункта 1.2.2)
- ___________________. (абзац 3 подпункта 1.2.2)
В этом случае точка после номера подпункта не ставится, а текст подпункта и абзаца начинается со строчной буквы.
При применении пунктов в проекте нормативного акта, не имеющего разделов, допустимо деление на подпункты и абзацы.
Например:
1. _________________. (пункт 1)
2. _________________: (пункт 2)
2.1_________________; (подпункт 2.1)
2.2_________________: (абзац 1 подпункта 2.2)
- ___________________; (абзац 2 подпункта 2.2)
- ___________________. (абзац 3 подпункта 2.2)
В этом случае нумерация пунктов должна быть сквозной, точка после номера подпункта не ставится, а текст подпункта и абзаца начинается со строчной буквы.
4.10. Основной текст проекта нормативного акта располагается с использованием шрифта 14 пт, по ширине.
4.11. При необходимости употребления в тексте символов %, § используется их словарное выражение.
5. Внесение изменений в нормативный акт
5.1. Внесение изменений в нормативный правовой акт осуществляется путём принятия самостоятельного правового акта.
Внесением изменений считается:
- замена слов, цифр;
- исключение слов, цифр, предложений, структурных единиц;
- дополнение структурными единицами правового акта;
- дополнение структурной единицы статьи новыми словами, цифрами или предложениями;
- новая редакция структурной единицы;
- приостановление, продление действия правового акта или его структурных единиц.
5.2. Изменения всегда вносятся только в основной нормативный акт. Вносить изменения в основной нормативный акт путем внесения изменений в изменяющий его нормативный акт недопустимо
5.3. При внесении изменений обязательно указываются вид, наименование изменяемого нормативного правового акта, дата его подписания, регистрационный номер.
При внесении изменений сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в нормативный правовой акт следует оформлять, начиная с наименьшей структурной единицы.
Вносимые изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения, при этом текст изменений заключается в кавычки.
Каждое изменение оформляется отдельно с указанием конкретной структурной единицы правового акта, которая изменяется.
Проект нормативного акта, вносящий изменения, делится на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с точкой.
Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Например, внесение нескольких изменений в различные структурные единицы нормативного акта оформляется следующим образом:
Внести в Порядок организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании, утвержденный Решением Собрания депутатов от 10.05.2013 № 26, следующие изменения:
1) в статье 2:
в части 1 слова «____» заменить словами «_____»;
часть 2 после слов «____» дополнить словами «_____________________»;
часть 4 дополнить предложением следующего содержания: «_____.»;
2) второе предложение пункта 2 части 1 статьи 3 исключить;
3) статью 4 изложить в следующей редакции:
«Статья 4. ___________________________»;
4) статью 7 признать утратившей силу;
5) пункт 3 части 2 статьи 8 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:
«5. ___________________».
5.4. Независимо от конкретного содержания проекта нормативного акта, то есть независимо от того, имеются ли в тексте проекта нормативного акта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, исключение структурных единиц, новая редакция структурной единицы, дополнение структурной единицы статьи нормативного акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурных единиц в нормативный акт, наименование проекта нормативного акта всегда содержит только слово «изменение» в соответствующем числе.
Например:
РЕШЕНИЕ
от____________№______-нд
О внесении изменений в Решение «О бюджете Апачинского сельского поселения на 2013 год» от 25.12.2012 № 105
При внесении изменений в одну или две (не более) статьи нормативного акта наименование изменяющего нормативного акта целесообразно конкретизировать.
Например:
О внесении изменений
в статью 5 и 7 Порядка организации и проведения публичных слушаний в Апачинском сельском поселении, утвержденного решением Собрания депутатов от 12.09.2010 № 27
5.5. Новая редакция нормативного акта в целом допускается путём принятия нового акта, с одновременным признанием, утратившим силу ранее действовавшего акта в случаях если:
- в акт необходимо внести изменения, требующие переработки акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
- в акт необходимо внести изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
- сохраняют значение только отдельные структурные единицы акта, причем частично;
- необходимо внести изменения в акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.
5.6. Внесение изменений в обобщённой форме в нормативный акт (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки «по тексту») не допускается.
Исключение может составлять только внесение изменений в обобщённой форме в одну статью нормативного акта или ее структурную единицу. Если в статью нормативного акта или ее структурную единицу другие изменения не вносятся, а заменяемое слово или слова употреблены в одном и том же числе и падеже в этом случае применяется следующая формулировка:
Например:
В статье 5 слова « ………..» заменить словами «………».
5.7. При дополнении статьи нормативного акта частями, пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых частей, пунктов или подпунктов.
Например:
статью 4 дополнить частью 3 следующего содержания:
«3. ______.»;
часть 2 статьи 3 дополнить пунктом 2 следующего содержания:
«2) ______.»
При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
5.8. В целях сохранения структуры статьи:
1) дополнение абзацами может производиться только вконец соответствующей структурной единицы;
2) при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац даётся новая редакция той структурной единицы статьи нормативного акта, к которой относится абзац;
3) при признании абзаца утратившим силу пересчёт последующих абзацев не производится, а утративший силу абзац участвует в подсчёте абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.
5.9. Структурная единица нормативного акта излагается в новой редакции в случаях, если:
необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы нормативного акта.
Изложение структурной единицы нормативного акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.
5.10. При необходимости изложить одну структурную единицу нормативного акта в новой редакции применяется следующая формулировка:
Пример:
Внести в часть 2 статьи 5 Порядка организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании изменение, изложив ее в следующей редакции:
«2. ________________________________.».
При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
Например:
1) часть 2 статьи 3 после слов «_____» дополнить словами «_____».
5.11. В случае, если дополняется словами структурная единица статьи нормативного акта и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:
Например:
1) пункт 2 статьи 4 дополнить словами «_____».
5.12. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин «цифры», а не «числа».
Например:
цифры «12, 14, 125» заменить цифрами «13, 15, 126»
При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин «слова».
Например:
слова «в 5 раз» заменить словами «в 10 раз».
6. Признание нормативного акта утратившим силу
6.1. Для приведения нормативных актов в соответствие с вновь принятыми федеральными законами, нормативными актами Камчатского края, устранения множественности норм по одним и тем же вопросам готовится проект нормативного акта о признании нормативных актов (их структурных единиц) утратившими силу.
Нормативные акты могут быть признаны утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам нормативный акт, так и все нормативные акты, которыми в текст основного нормативного акта ранее вносились изменения.
Нормативные акты, могут быть признаны утратившими силу частично, т.е. если утрачивает силу не весь нормативный акт, а только его отдельные структурные единицы (все нумерованные структурные единицы нормативного акта, в том числе абзацы).
При включении каждого нормативного акта в перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид нормативного акта, дата его подписания, регистрационный номер (если он есть), наименование нормативного акта.
6.2. Признание утратившими силу нормативных актов без признания утратившими силу в виде отдельных позиций всех нормативных актов (их структурных единиц), которыми в разное время в основной нормативный акт вносились изменения (например, «признать утратившим силу Порядок организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании, утвержденный Решением Собрания депутатов от 10.05.2010 № 26, и все нормативные акты, вносившие в него изменения»), не допускается.
6.3. Нормативные акты в перечне нормативных актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания нормативные акты располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
Например:
Статья 1
Признать утратившим силу:
1) Решение Собрания депутатов от 10.05.2010 № 26 «Об утверждении Порядка организации и проведения публичных слушаний в Апачинском сельском поселении
2) Решение Собрания депутатов от 15.11.2010 № 36 «О внесении изменений в Порядок организации и проведения публичных слушаний в Апачинском сельском поселении, утвержденный Решением Собрания депутатов от 10.05.2010 № 26».
6.4. Если в нормативном акте осталась одна статья или структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь нормативный акт полностью, а не одну только эту статью или структурную единицу.
Если в нормативном акте имеются статьи, которыми признавались утратившими силу ранее изданные нормативные акты, то при необходимости признать утратившим силу данный нормативный акт он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких статей.
6.5. Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то подлежат признанию утратившими силу только структурные единицы приложения.
6.6. В перечни нормативных актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются нормативные акты (нормы) временного характера, срок действия которых истек.
Нормативные акты (нормы) временного характера в перечень нормативных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек.
6.7. Если нормативный акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин "отменить".
7. Заключительные положения
7.1. При подготовке проектов нормативных правовых актов, вносимых в порядке законодательной инициативы, применяются правила юридико-технического оформления законопроектов, принятых органами государственной власти Российской Федерации и Камчатского края.
7.2. Источником официального обнародования муниципальных нормативных правовых актов считается размещение их полных текстов на стендах Администрации Апачинского сельского поселения находящихся:
- в библиотеке (МКУК СДК Сельский Дом культуры с. Апача);
- в Администрации Апачинского сельского поселения ( с. Апача, ул. Школьная д.1).
7.3. Настоящие Правила вступают в силу после дня его официального обнародования.
Глава Апачинского
сельского поселения Ж.Г.Карсакова
← Все сессии Совета депутатов Апачинского сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края ←